Краткая история импровизации (часть 1)
Еще на заре времен – задолго до того, как люди научились писать и читать – люди рассказывали друг другу истории.
А рассказывая истории, им нередко приходилось импровизировать или адаптировать свой рассказ для конкретных слушателей. В этом смысле импровизация (или театральная импровизация) является самой древней формой самовыражения.
В наши дни импровизация стала самостоятельной формой спектакля, отдельным видом искусства. Попробуем предложить историческую перспективу и показать, как развивалась эта форма самовыражения с самых древних времен и до наших дней.
Импровизация универсальна, и в той или иной форме существует во всех культурах. Невозможно отразить все разнообразные формы импровизации в короткой статье. Попробуем, тем не менее, отразить самые значимые точки развития того, что сейчас называется импровизацией.
10 век до н. э. Первые упоминания об официальной должности императорских шутов-сказителей в Китае.
335-323 до н. э. Аристотель в своей знаменитой работе «Поэтика» отметил роль импровизации в возникновении театра.
С 4 века после н.э. и в течение всего Средневековья существуют крайне сложные отношения между театром и церковью в Европе, что, вероятно, объясняет крайне слабое развитие театральных жанров в это время.
1550. В Италии, актеры Комедия дель а́рте начинают играть спектакли в масках с элементами импровизации, включая в свою историю предложения от зрителей.
1600-1635. Золотой век Комедия дель а́рте в Париже. Это интерактивный жанр пользуется большим успехом и у публики, и у профессионалов.
1889. Константин Станиславский ставит на сцене чеховскую «Чайку». В своей постановке он использует элементы импровизации, чтобы помочь актерам вжиться в роль. Импровизация становится инструментом работы актера.
1920-1924. Жак Копо включает в программу парижской театральной школы Ecole du Vieux-Colombier курс по импровизации
1923. Якоб Леви Морено, предшественник Психодрамы, основывает Театр спонтанности в Вене.
1929. Виола Сполин разработала импро-игры для своего детского театрального курса в Чикаго. В 1939 она представила первый импро-спектакль, в котором сюжет развивалась на основе предложений от зрителей. В 1945 она основала в Голливуде Young Actors Company, где продолжила изучать импро-игры и возможность их использования в спектакле.
1951. Ли Страсберг начал использовать театральные импровизации в работе с актерами в Actors Studio в Нью-Йорке.
1955. Поль Силз (сын Виолы Сполин) собрал в Чикаго труппу The Compass Players. Они играли импро-спектакли, основанные на концепциях Виолы Сполин.
1955. Кейт Джонстон собрал труппу The Theatre Machine в «Ройал-Корт» в Лондоне. В результате экспериментов в области театральной импровизации был разработан формат спектакля между двумя импро-командами, которая впоследствии была названа TheaterSports. Но поскольку текст спектакля не мог быть заранее одобрен официальной цензурой, «Ройал-Корт» запретил эти представления.
1959. The Compass Players распались, и Поль Силз основал The Second City в Чикаго. Эта труппа ставила импро-спеткакли, а также предлагала курсы импровизации профессиональным актерам. The Second City до сих пор является одним из самых уважаемых театральных институтов, занимающихся импровизацией, с множеством филиалов во всем мире, которые закончили многие знаменитые актеры: Джон Белуши, Майк Майерс, Билл Мюррей, Стивен Кольберт и др.
1963. Выходит в свет книга Виолы Сполин Improvisation for the Theater
1964. Аугусто Боал создает Театр угнетенных (также называемый Theâtre-Forum) в Бразилии. В этом театре используются приемы импровизации для исследования форм современного театра. Цель спектаклей освещать социальную проблематику.
1966. Дель Клоуз экспериментирует в области театральной импровизации с труппой The Committee в Сан-Франциско. Он разработал принципы, на которых, в итоге, будет построен театральный концепт-спектакль Harold.
1975. Робер Гравель, Жан-Пьер Ронфар и Поль Пелетье основывают Экспериментальный театр в Монреале.