Импровизация как религия

Секта. Жизненная философия. Религия.

Этими словами люди описывают импро. Непосвящённый человек удивится тому, как глубоко люди воспринимают импровизацию.


Импро - это же просто такой способ шутить, да? Ну, или набор правил, чтобы на людях устроить брейншторминг? -- Да, да, это - импро. Для многих людей - только это.


Но что-то в нас говорит о том, что здесь кроется нечто более важное. И мы - те из нас, кто по-настоящему погружается в импро - само собой, пробуем в наших сценах все советы, которые можем отыскать. Стараясь получить что-то большее.


Есть содержание совета - его практическая составляющая - и есть его формулировка, а также тон, с которым его передают. По-моему, гений Дела Клоуза и других великих преподавателей импро именно в том, что они умеют давать по-настоящему хорошие советы так, что они откликаются у актёров и писателей глубоко и лично.


Когда Дел сказал: "говорите "да" - мы могли воспринять это просто как практический совет для того, чтобы совместно строить сцены. Дел мог бы просто сказать: сотрудничайте. Но у этого слова не было бы той магии, заманчивого намёка на что-то БОЛЬШЕЕ, как у слов "говори да". Когда мы слышим: "говори да", мы слышим что-то более значимое. Мы интуитивно понимаем, что нас просят быть более открытыми к новым идеям, быть смелыми, идти на риск.


Самый известный совет в импро звучит как духовный вызов. "Следуй за страхом, или Иди туда, где страшно" - даже не размышляя, полезен ли этот совет для построения комедийной импро-сцены, мы хотим в него верить. Мы жаждали, чтобы кто-то сказал нам: следуй за своим страхом. И мы найдём, как это применить. "Узнавай партнера лучше". "Вовлекайся". "Почему этот день важен?"


Может быть, вы пришли в импро за юмором, но если вы останетесь, вы останетесь из-за того, что эти советы дают вам тот вызов, которого вы ждали. Вы хотите, чтобы мир был интересным. Вы хотите быть более смелым. И вот кто-то в небольшом помещении для репетиций говорит это вам.


Вот почему вы готовы платить - вы учитесь. Вы растёте как личность, поэтому платить за это кажется справедливым. На ваших выступлениях вы не предоставляете свои услуги. Сцена - место, где аудитория учит вас, как быть более смелым: духовно и в философском смысле.


Мы верим, что занятия импро выжгут те части нашей личности, которые нам не нравятся и оставят на их месте более смелого, более сильного человека. Никто не готов к розгам больше, чем свежий, вдохновленный импро-студент: "Скажите мне, если я буду делать какую-то фигню", - говорят они. "Мне нравится этот преподаватель, потому что он не позволяет мне халтурить". Их желание быть исправленными, направленными почти садомазохично. Но это оттого, что они чувствуют духовное совершенствование. Формулировки с импро занятий заманили их, и теперь они этого хотят.


Что иронично, однажды придётся начать относиться к сценам с цинизмом, чтобы играть хорошо. Приходить с горящими глазами и быть погружённым в обещание большего, на время, пожалуй, даже необходимо, но всё же потом нужно отложить это восприятие, чтобы стать смешным. Приходится брать из советов практику.


Ты успокаиваешься и понимаешь, что "говорить да" на самом деле полезно только в начале сцены -- и что как только вы понимаете суть сцены: игру, смешную часть, -- "говорить да" становится не главным. Понимаешь, что твои преподаватели импро могут быть хорошими актёрами или писателями, но они не наладят твою жизнь. Что импро прослушивание - не собрание для того, чтобы обсудить тебя, как человека.


Советы становятся простыми, точечными и более применимыми.

Однако уверяю вас, что когда вы будете заниматься импро годами, вы всё равно будете сюда возвращаться, потому что начнете чувствовать, что импро -- это Именно То, Что Нужно.


Original by Will Hines


Перевод Елизавета Скоморохова